В апреле этого года исполняется 85 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти замечательного детского поэта, писателя Валентина Берестова (01.04.1928–15.04.1998).
Стихи Валентина Берестова знают многие, даже те, кто не догадывается, что они принадлежат поэту, такие, например, как популярную «Читалочку», часто звучащую на детских утренниках :
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!»
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!»
Многие родители читали своим детям веселые стишки про распетушившихся петушков или зайца-барабанщика:
«Петушки распетушились,
но подраться не решились
Если очень петушиться,
можно перышек лишиться!
Если перышек лишиться –
Нечем будет петушиться!»
но подраться не решились
Если очень петушиться,
можно перышек лишиться!
Если перышек лишиться –
Нечем будет петушиться!»
«Заяц-барабанщик»
«За уши зайца несут к барабану.
Заяц вопит : «Барабанить не стану,
Нет настроения, нет обстановки,
Нет подготовки, не вижу морковки !»
«За уши зайца несут к барабану.
Заяц вопит : «Барабанить не стану,
Нет настроения, нет обстановки,
Нет подготовки, не вижу морковки !»
Простые, шуточные, с юмором, вкусом, стихи легко запоминаются, поэтому, когда начинается лето, так и хочется повторять :
«Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло»
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком».
Стало сухо и тепло»
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком».
«….Валентин Дмитриевич Берестов стихи для детей писал просто восхитительные: тонкие и веселые, добрые и искренние, справедливые и душевные. Его произведения всегда славились особой теплотой и добротой, которая впрочем, была отличительной чертой не только литературы, которую писал автор, но и непосредственно личности поэта. Валентин Дмитриевич очень любил детей, знал, как и чем заинтересовать их, как повести за собой в удивительный мир новых знаний, в сказочную страну чудес».
«Сборники детских стихотворений автора: "Улыбка", "Про машину", "Веселое лето", "Картинки в лужах", которые мгновенно принесли поэту популярность, сделав его одним из знаменитых деятелей в этой области. Помимо этого – самим детям очень нравились те стихотворения, что создавал Берестов. Стихи для детей, выходившие из-под его пера были интересными и поучительными, однако не имели морализаторского тона, а напротив, предоставляли малышу активную позицию, ставя его "на равных" с поэтом».
«Такая откровенность с детьми, посвящение их в мир высоких, взрослых материй, как раз и импонировала тем, кто читал его произведения. Сегодня можно без всяческих преувеличений говорить о том, что Берестов стихи для детей писал просто гениально, выработав, при этом, свой уникальный стиль и манеру, неподражаемые и увлекательные, которые были очень ценимы детьми всех возрастов!»
«Это мальчишка, умеющий рассуждать по-взрослому, и взрослый, сохранивший свежесть детских чувств и впечатлений, человек высокой нравственности, душевной глубины и врожденной интеллигентности, способный к серьезному размышлению и сопереживанию, философ, лирик и насмешник, не утративший непосредственности и остроты взгляда на жизнь. Важным качеством лирического героя Берестова является его совестливость, ответственность за все происходящее вокруг, самокритичность :
«Три копейки несу в кулаке
Связан честным мальчишеским словом
Продавщице в пуховом платке,
Продавщице в ларьке продуктовом
Что случится, не знаю и сам
Но ужасное что-то случится,
Если я не отдам
Если я не отдам
Этот тягостный долг продавщице»
«Эмоциональная память детства выражается не только в образах, но и во всем синтаксическом, лексическом строе поэтики Берестова. Выдает близость к детскому мирочувствованию склонность поэта к словесной и звуковой игре, непринужденный юмор, умение сделать в последней строчке неожиданный вывод :
«Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает : гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком»
«Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает : гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком»
«…Берестов создал многогранный эпос детской жизни – ее этики, философии, опоэтизировав все – от пейзажей и настроений, до ручки, линейки, точилки пенала, тетрадки».
«Читатель любого возраста и разнообразных книжных пристрастий найдет в нем своего автора. В стихах – он лирик и философ. Они написаны понятным и простым языком, хотя рассказывают о довольно сложных вещах.
«Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук, за то, что ты сын
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей»
«Читатель любого возраста и разнообразных книжных пристрастий найдет в нем своего автора. В стихах – он лирик и философ. Они написаны понятным и простым языком, хотя рассказывают о довольно сложных вещах.
«Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук, за то, что ты сын
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей»
В 1990 г. в городе Арпино (Италия), на родине Цицерона, по просьбе жителей на мраморной плите были высечены стихотворения Валентина Берестова «С птичьего полёта» и «Мир».
Мир
Мир
Нет, слово МИР останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.
С птичьего полёта
Он так сумел на двух крутых холмах
И в глубине долины разместиться,
Что кажется: Арпино – это взмах
Высоко поднятых летящих крыльев птицы.
Его колокола внизу и наверху
Четыре раза в час отчётливо звонят,
Полёту сквозь века, как звонкому стиху,
Даря чеканный ритм и музыкальный лад.
Поэтесса Новелла Матвеева сказала: «Если бы меня спросили, кто человек столетия, я бы ответила – Валентин Берестов. Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего».
Использованные материалы:
Материалы сайтов :
Материалы сайтов :
Кузнецова Н., Мещерякова М. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские детские писатели XX века : Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта: Наука, 1998. – С. 64-67.
Берестов Валентин Дмитриевич // Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. – М.: Либерея, 1998 – С. 54-56
Комментариев нет:
Отправить комментарий