«Пушкинский марафон», проведение которого постепенно становится традицией в библиотеке им. М. В. Ломоносова (ведь он проходит уже в третий раз), в этом году не ограничился одним днем, а занял два – 5 и 6 июня. Кроме того, мероприятия, в прошлые годы, преимущественно адресованные взрослым, в эти дни были, в основном, предназначены детям. Так же, как и в предыдущие годы, марафон был проведен библиотекой «в тесном содружестве и при поддержке» кишиневского Дома-музеея А. С. Пушкина.
Начался марафон мероприятий 5 июня, в 10 утра, сразу после открытия библиотеки, хоровым исполнением знаменитого, любимого всеми малышами и взрослыми пролога к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый). Этот отрывок каждый год во время проведения «Пушкинского марафона» читается хором, наизусть, целыми классами, и без предварительной подготовки. Одно из таких чтений полным залом ребят из младших классов лицея им. М. Греку, записанное на видео, и размещенное нами в Youtube.com два года назад, заинтересовало немало посетителей – его просмотрели более тысячи двухсот раз. На этот его раз «читали наизусть» учащиеся лицея «Дмитрия Кантемира», присутствовавшие накануне на открытии программы «Летних чтений» и пришедшие на следующий день принять участие в летних библиотечных программах. Исполнителей сменили посетители летней площадки лицея «Б. П. Хашдеу», которых музеограф Дома-музея А. С. Пушкина, Марина Подлесная, ведущая в библиотеке еженедельный «Пушкинский лекторий», ближе познакомила ребят с поэтом. Эта великолепная лекция-инсценировка содержала массу интереснейших сведений. Не будучи традиционно учебной, насыщенной множеством необходимых дат, и обязательных биографических подробностей, она не обременяла фактами, а ненавязчиво информировала, просвещала. Опытный лектор и педагог, Марина Подлесная сразу вовлекла ребят в круг пушкинской тематики простыми вопросами «А каким был Пушкин? Можете ли вы описать его рост, цвет волос, глаз? По каким улицам города он ходил? Бывал ли на Ботанике?». Разумеется, далеко не все могли правильно ответить, или просто угадать. Тем интереснее всем было узнать, что глаза поэта были голубыми, волосы светлыми, (он даже называл себя «blond»), а в районе расположения библиотеки вполне мог бывать – неподалеку знаменитая Малая Малина, отмеченная его дуэлями.
После спектакля наступил «Час сказки», разумеется, пушкинской, - «Сказки о царе Салтане». Марина Подлесная и тут применила творческий подход. Театрализованное начало - фрагмент «Три девицы под окном», было разыгранно тремя девочками и «царем», а потом она показала собравшимся на мероприятие «час сказки» детям с мамами, бабушками и дедушками детские рисунки из коллекции Дома-музея А. С. Пушкина. Она провела своеобразный конкурс «Угадай сказку» :по рисункам дети должны были угадать, какую сказку проиллюстрировали юные художники. Надо признаться, не все подряд, тем не менее, множество сказок было угадано, как детьми, так и с помощью мам и бабушек. После этого продолжилось чтение «Сказки о царе Салтане», во время которого дети не только слушали сказку, но хорошо знакомые фрагменты, например «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…», хором читали наизусть. По ходу сказки неизбежно возникали вопросы «Кто такие «гости» ? (ответ : купцы); почему царя назвали странным именем Салтан ? (ответ : Пушкин назвал своего царя титулом турецкого султана, использовав его имя в качестве имени собственного). На эти и другие вопросы отвечали слушатели, или ученый музеограф.
Присутствующим на чтении сказки взрослым, было весьма любопытно узнать, что действие сказки происходит между островом царя Гвидона, который многие исследователи определяют как реально существующий остров Рюген, и царством султана Османской империи. Именно между ними и «курсируют» торговые корабли, привозящие различные российские товары. Т. е заодно и взрослые познакомились с историей российского товарооборота.
В это время в читальном зале библиотеки другая сотрудница Дома-музея А. С. Пушкина, Галина Тодось рассказывала сотрудникам и читателям о библиотеке им. А. С. Пушкина в Новочеркасске, расположенную в красивейшем здании бывшего Офицерского собрания, а также о народном музее поэта в этом старинном русском городе, где свято чтут исторические и литературные памятники. Фотографии города и музея, фильм о библиотеке – не только замечательная форма обмена опытом, но возможность ощутить себя причастным к огромному пушкинскому пространству, охватывающему разные страны и народы.
«Русский язык - это, прежде всего, Пушкин - нерушимый причал русского языка», - эти слова А. Н. Толстого, процитированные Мариной Подлесной прозвучали не только как заголовок, но как девиз беседы о роли поэта в формировании современной поэзии и литературы, русской речи. Эта тема собрала почитателей его таланта – сотрудников и читателей библиотеки, а также научных работников Дома-музея за импровизированным круглым столом, за чаепитием с мятой. Поскольку «за круглым столом» сидели профессиональные знатоки творчества поэта – музейные сотрудницы, из скромности только не считающие себя «пушкинистами», но владеющие основательными познаниями его жизни и творчества, множество интереснейших моментов было затронуто в разговоре. Галина Тодось, участница известного в республике хора «Steaua» даже спела его любимую песню, прежде неизвестную присутствующим «Лучина, лучинушка, что не ясно ты горишь...». Беседа о поэте плавно перетекла в поэтический марафон для собравшихся: «Кто больше прочтет наизусть стихов поэта», когда веточка мяты стала «эстафетной палочкой» чтения стихов поэта, передаваемых друг другу. А завершилось она традиционным же чтением хором (также, разумеется, экспромтом, без подготовки, наизусть) пушкинского «Памятника», великолепного преемника ломоносовского и державинского одноименных стихотворений, о которых нам напомнила Марина Подлесная.
«Час поэзии» реализовался в интересном дуэте, сложившемся из чтения стихов Пушкина «На Испанию родную...», прочитанными Мариной Подлесной на фоне «Испанского вальса» сыгранного на гитаре ее дочерью, Татьяной-Прасковьей Кирилюк.
Заключительными частями марафона стали конкурс рисунков на асфальте перед библиотекой по сказкам поэта и конкурс на знание его сказок.
К сожалению, последняя команда маленьких «конкурсантов» продемонстрировала далеко не полное знание событий и героев этих сказок. Но этот факт, с одной стороны далеко не оптимистичный, все же выявил понимание необходимости и желание чаще читать в библиотеке детям вслух пушкинские стихи и сказки.
Проведение «пушкинского марафона» - ежегодная дань памяти Поэту, без которого немыслима русская литература, про которого Аполлон Григорьев сказал одну емкую фразу, высказав в ней всеобщее отношение: «Пушкин – это наше все». Библиотека им. М. В. Ломоносова, располагая прекрасным фондом своей «Пушкинианы», не может не участвовать в таком марафоне памяти, какой традиционно проходит в день его рождения, 6 июня, и в России, и в Молдавии. Напротив, наш «марафон» только начинает «набирать обороты», и копить свой опыт. Уже можно сделать и определенные выводы: «марафон» помогает нашим читателям не забывать классическую поэзию; способствует более глубокому пониманию пушкинских текстов, а заодно помогает выявить слабые места изучения творчества поэта. Разнообразные беседы, лекции, конкурсы, театрализации, «часы чтения» стимулируют интерес детей к чтению и знанию пушкинских произведений. Для взрослых мероприятия «марафона» - прекрасная возможность снова и снова обращаться к богатейшему поэтическому и прозаическому наследию «Солнца русской поэзии».
Маргарита Щелчкова
С интересом попутешествовала по постам вашего блога.Приглашаем в гости на наш блог,тем более,что мы с Вами практически соседи-всего каких-то 200 км)Когда-то ездили в Кишинёв,как с себе домой...
ОтветитьУдалитьЖелаю вам и дальше обретать новых друзей
ОтветитьУдалить